За что отвечает смотритель приюта в Кавказском заповеднике?

Их всего 7 - по числу наиболее популярных туристических приютов на маршрутах Кавказского заповедника. Все они - люди разных возрастов, специальностей, интересов. Но объединила их любовь к природе и желание - попробовать себя в новой профессии. Смотрители приютов - полноправные сотрудники Кавказского заповедника. Именно они теперь встречают всех путников, решивших остановиться на той или иной туристической стоянке. Они же и провожают их дальше в путь. А еще выполняют целый ряд обязанностей. 

смотритель

Впервые смотритель приюта появился на Бзерпинском карнизе (маршрут №8а) летом прошлого года. В этом сезоне практику продолжили, а смотрители появились также на стоянках Лагерь Холодный, озеро Зеркальное, Энгельмановы поляны, озеро Кардывач, Инструкторская щель и Закан. На должность смотрителя утверждали тех, кто не только любит природу и много знает о природной территории, но и готов помогать заповеднику, не боится трудной работы и не сторонится общения. Те, кто считал, что, устроившись смотрителем на летний сезон, гарантировал себе беззаботный отдых с видом на горы, сильно ошибался. 

смотритель

“Первый опыт "смотрительства" показал, что работа смотрителя романтизирована самими соискателями: живешь себе туристический сезон в красоте и в ус не дуешь. На деле оказывается совсем иначе. Приходится и руками работать: уборка лагеря, хозработы, инспекция ближайших к стоянке территорий - все это ответственность смотрителя. И голову задействовать - в ЧС нужно оперативно реагировать. А также надо встретить каждого путника: проверить пропуск, дать основные вводные по поведению в заповеднике и в лагере, рассказать о месте и маршруте,  а потом ещё и отвечать на вопросы, которые возникают у туристов на стоянке”, - рассказала Юлия Ильницкая, сотрудник отдела туризма Кавказского заповедника, куратор смотрителей приютов. 

смотритель

У туристов смотритель ассоциируется с хозяином лагеря, к которому в режиме 24/7 туристы обращаются как по бытовым вопросам, так и по логистике на маршруте. Но и психологической нагрузки в работе смотрителя тоже достаточно. Российский путешественник - это человек, требовательный к сервису. Бывают и такие, кто, придя на стоянку, требуют “олл инклюзив” и “анимацию”. А уходя со стоянки - даже не обернутся, чтобы увидеть грязь и мусор, оставленный после себя, и навести порядок. Работа с такими туристами, разъяснения и убеждение - поступить так, а не иначе -  занимают больше всего времени смотрителя. Но как сами подчеркивают “старшие по приюту”, эта работа необходима не только потому, что они ответственны за чистоту и порядок. Это важная и необходимая эколого-просветительская работа, направленная на повышение культуры туризма и туриста.

смотритель

“Являясь смотрителем приюта на озере Кардывач, могу сказать, что мне отрадно видеть, как большинство гостей по-настоящему любит горы, туризм и понимает, что такое жизнь в гармонии с природой. Я благодарен за бережное отношение к заповеднику, соблюдение правил и приятное общение. Однако, к большому сожалению, сейчас основные силы и внимание смотрителя направлены на сохранение чистоты и порядка на маршруте. Мне грустно от того, что каждое утро приходится собирать на стоянках мелкий мусор, находить окурки на тропах, бытовую химию на берегу озера и т.д. и т.п. Это значит, что среди посетителей находятся те, кто не понимает или не хочет соблюдать простые правила пребывания на заповедной территории”, - рассказал Павел Косьяненко, смотритель приюта на озере Кардывач.

Помочь в работе смотрителям и сотрудникам заповедника может каждый. Во-первых, нужно уважать чужой труд и соблюдать порядок на стоянках и на тропах заповедника. Не стесняться и не ленится просвещать тех, кто либо не знает правил, либо не желает их соблюдать. На стоянках заповедника прислушиваться к рекомендациям смотрителей. Если что-то непонятно или не знаете как поступить - спросите смотрителя - он подскажет и поможет.

Между тем, практика летних месяцев этого года показала - на туристических стоянках стало заметно чище, а мусора, который потом приходится вывозить вертолетом или на лошадях, значительно меньше. Окончательные итоги работы смотрителей Кавказский заповедник подведет после летнего сезона. Будет ли эта практика продолжена - на это повлияет мнение и самих туристов.

Отделы экологического просвещения и туризма Кавказского заповедника просят посетителей туристических маршрутов оставлять отзывы о работе смотрителей приютов. Обратная связь очень важна в организации дальнейшей работы смотрителей.

Помог ли смотритель в решении ваших вопросов при размещении на стоянке, как оцениваете работу смотрителя и какими полномочиями и обязанностями считаете необходимо его наделить? Свои комментарии можно направлять на адрес электронной почты отдела экопросвещения: Kgpbz.ru@mail.ru . Также можно отправлять сообщения пользователю Кавказский заповедник в социальных сетях: Фейсбук, Инстаграм, В Контакте.

Other news