История Красной Поляны

Красная Поляна означает «красивая, привлекательная». Полторы  тысячи лет назад удобное и безопасное место в долине реки Мзымты оценили греческие торговые караваны. После ирано-византийских войн, чтобы не платить персам, они шли в обход по Даринскому ответвлению Великого шелкового пути. Корабли из метрополий Эллады и позже Рима спешили к побережью Понта Эвксинского – Чёрного моря, откуда торговцы поднимались по руслу Мзымты, чтобы через Северный Кавказ достичь желанной цели.

В письменных источниках на русском языке поселение впервые упоминается легендарным разведчиком Российской империи Федором Торнау в 1835 году. До середины ХIХ века здесь жили горцы ахчипсу и звали свою землю Губаа-двы – поляна рода Губаа.

После Кавказской войны коренные народы покинули  аул Кбааде (русифицированное Губаа-двы) и выходцы равнин переименовали его в город Романовск, но не прижились в горах, и край на время опустел.

Горы

Спустя десятилетие в сентябре 1878 года бежавшие из Османской империи в Ставрополье греки отправились искать лучшей жизни.  С перевала Псеашхо они приметили живописный дол, густо заросший бурым папоротником и алеющими клёнами, с разрешения российского императора заняли её и прозвали Красная Поляна.

С 1898 года Черноморское побережье активно обустраивалось. Специальная комиссия обследовала благодатное греческое село, чтобы проложить дорогу к морю, и горно-климатический курорт начал расти. Русской Швейцарии требовались гостиницы, трактиры, телеграф. Певец Собинов приобрел тут дачу, полковник Чайковский открыл первый пансионат, а руководитель строительства Краснополянского шоссе Константинов водил первых туристов в горные походы.

В 1925 году местности официально присвоили название Красная Поляна.

Горы

По соседству с посёлком Красная Поляна есть село Эсто-Садок. Основали его в ХIХ в переселенцы из Эстонии. На месте старых Черкесских садов возделывали свои, занимались лесом. Новый век оставил от села две улицы, а окрестные пашни, луга и леса развлекают гостей горного Причерноморья – сейчас здесь три курорта.

Один сохранил в своём имени фамилию эстонской семьи Рооса, жившей на самом дальнем хуторе.

Другой построил канатную дорогу и увековечил горную реку. На её берегу с прошлого столетия стоит кордон заповедника, а с 2013 года экоцентр – оба были названы в честь Лауры.

Третий размахнулся шире и стал тёзкой греческого поселения на красивой поляне.

Other news