Кавказский заповедник. История в лицах. Андрей Александрович Насимович (1909 – 1983 гг.)
Кавказский заповедник официально был учрежден в 1924 году. Но, как известно, почти на протяжении последующих десяти лет, заповедник переживал т.н. «организационный период» связанный больше не с прямыми своими задачами – изучением, охраной и т.д., а с проблемами финансирования, согласования границ и территории, формирование штатной структуры. И только начиная с 1930-х годов, в заповеднике стал формироваться постоянный научный коллектив, и начались планомерные научные работы. Результатом этих работ стал выход первого полновесного сборника Трудов Кавказского заповедника, который был выпущен в 1938 году, т.е. восемьдесят лет назад! Немалая толика заслуг в выходе этого научного труда, который и сегодня во многом является основополагающим, принадлежит первым научным сотрудникам заповедника, среди которых был Андрей Александрович Насимович.
Сегодня часто можно встретить ссылки на имя этого человека, как в специальной, так и в научно-популярной литературе. Имя А.А. Насимовича известно всему научному миру, по праву. Но Кавказский заповедник гордится тем, что, как ученый, А.А. Насимович начинал именно здесь. За те непродолжительные пять лет, которые он проработал в Кавказском заповеднике, именно им были выполнены первые работы по изучению фауны крупных млекопитающих, разработаны и внедрены методики их количественного учета, изучены влияния неблагоприятных условий зимнего периода в горных условиях заповедника.
Впервые в Кавказский заповедник Андрей Александрович попал летом 1930 года, будучи еще студентом IV курса, биологического отделения «физмата» МГУ. В заповедник он был прислан на производственную практику в зоологическую экспедицию профессора С.С. Турова, в составе которой он проработал в заповеднике три месяца. Видимо уже тогда познакомившись с Х.Г. Шапошниковым – первым директором заповедника, и первыми научными сотрудниками, увидев красоту горных хребтов, и, наверное, полюбив эти места, А.А. Насимович решил посвятить себя изучению природы заповедника.
После окончания университета, летом 1931 года, получив удостоверение об окончании университета по специальности «Морфология и систематика позвоночных, охотоведение и промысловое дело» А.А. Насимович получает распределение в заволжские степи. Но уже осенью, во время своего отпуска, он снова приезжает в Кавказский заповедник и работает наблюдателем в Южном отделе по собственной инициативе.
А весной 1933 года А.А. Насимович возвращается в Кавказский заповедник уже в качестве научного сотрудника, на должность заведующего Охотстанцией заповедника, которая была создана в 1931 году в Северном отделе заповедника, на кордоне Киша.
С первых дней своей деятельности в заповеднике особое внимание А.А. Насимович уделяет изучению зимнего периода в жизнедеятельности крупных копытных заповедника – благородного оленя, западнокавказского тура, и серны. При этом Андрей Александрович не ограничивался «узковидовыми» исследованиями, хотя они занимали немалое место в его текущей деятельности. Им проводятся работы по изучению зверовых солонцов, их значению в жизни копытных млекопитающих.
Зимой 1934 – 1935 гг. А.А. Насимовичем были организованы два беспрецедентных перехода через Главный кавказский хребет: первый раз на снегоступах, а второй – на горных лыжах. Смысл этих переходов был в том, что бы оценить возможность зимнего перехода через высокогорья заповедника, оценить те трудности и опасности, которые возможны в пути и их влияние на человека. В переходе участвовали не только сотрудники заповедника, но и опытные спортсмены-альпинисты. Сегодня в научном архиве заповедника хранятся описания этих походов. Одно из описаний такого перехода 1935 года, под заглавием «Первая лыжная в КГЗ» опубликовано в 23-м выпуске Трудов заповедника, в 2018 году.
В 1935 году в свете реорганизации научной деятельности заповедника все направления его научных исследований были объединены в т.н. «Комплексную Естественно-Историческую станцию» (КЕИС), и осенью 1936 года А.А. Насимович был назначен заведующим Зоологическим сектором КЕИС. В этом же году А.А. Насимовичу было присвоено звание старшего научного сотрудника с правом защиты диссертации на ученую степень кандидата биологических наук.
Спустя два года, в феврале 1938 года, он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Зима в жизни копытных Западного Кавказа» в МГУ, в Москве.
Учитывая успешную научную деятельность А.А. Насимовича в Кавказском заповеднике и полученную ученую степень, в этом же году, его перевели в Лапландский заповедник на Кольском полуострове, на должность зав. научной частью.
К сожалению, больше работать в Кавказском заповеднике ему не пришлось, хотя привязанность к этим местам он пронес через всю жизнь, и впоследствии приезжал сюда три раза – в 1949, 1957 и 1961 годах.
Работая в Лапландском заповеднике и будучи все же ученым, А.А. Насимович и здесь сосредоточил максимум внимания, на научных проблемах, в частности, на изучении биологии хищных млекопитающих – лесной куницы, горностая, лисицы, выдры, росомахи. При этом очень пригодился метод зимнего тропления зверей, апробированный им самим в условиях Кавказского заповедника.
Работа в Лапландском заповеднике была прервана войной. После демобилизации летом 1946 г. А.А. Насимович возвратился в Москву и поступил на работу в Главное Управление по заповедникам при Совете Министров СССР (позже при Министерстве сельского хозяйства СССР). Заповедное дело было ему досконально знакомо, и он энергично пытался облегчить трудную для отечественных заповедников ситуацию того времени.
В 1949 г. А.А. Насимович принимает участие в обследовании высокогорий Кабардино-Балкарии в целях обоснования целесообразности создания здесь заповедника.
Интерес А.А. Насимовича к экологическим проблемам, связанным со снежным покровом, привел Андрея Александровича в докторантуру Института географии АН СССР, где в 1953 году была успешно защищена его докторская диссертация по теме: «Роль режима снежного покрова в жизни копытных животных на территории СССР». До сих пор этот труд считается крупным достижением отечественной биогеографии и экологии.
А.А. Насимович внес весомый вклад в фундаментальный труд «Млекопитающие СССР»: для первого тома он написал содержательные очерки по биологии и практическому значению 17 видов парнокопытных млекопитающих.
В 1963 году А.А. Насимович перешел на работу в Институт географии АН СССР, с этого времени полноценно реализовались его творческая зрелость и профессиональное мастерство. В то время в отделе биогеографии, возглавлявшемся А.Н. Формозовым, а потом – Ю.А. Исаковым, трудилась замечательная плеяда ученых.
В 1964 г. по инициативе А.А. Насимовича в отделе биогеографии развернулась работа по теме «География ресурсов фауны СССР», которая сохраняет актуальность до сих пор. Первая монография «Соболь, куницы, харза» вышла в издательстве «Наука» в 1973 г., положив начало серии «Промысловые животные СССР и среда их обитания». К работе над серией подключились многие сотрудники отдела биогеографии. Вскоре после издания первой книги появились: «Тетеревиные птицы» (1975 г.), «Колонок, горностай, выдра» (1977 г.), двухтомник «Сурки» (1978 и 1980 гг.).
Андрей Александрович задумывался о следующих книгах серии, справедливо полагая, что в число исследуемых млекопитающих в будущем должны войти не только пушные звери, но и другие виды. Но, к сожалению, смерть А.А. Насимовича, наступившая в 1983 г., не позволила осуществиться этим замыслам.
Андрей Александрович оставил огромное научное наследие. Точное число его публикаций неизвестно. Список научных трудов А.А. Насимовича отнюдь не исчерпывается двумя с лишним сотнями названий, поскольку из-под его пера вышли также многочисленные рецензии, хроники, тезисы докладов и отзывы, не говоря о многочисленных рефератах.
Как писали его современники, он был всегда ровен в отношениях с окружающими, исключительно корректен и деликатен. Даже по отношению к тем, кто не вызывал у него никаких симпатий, он никогда не позволял себе негативных высказываний. Этого правила, он неизменно придерживался.
Он был тонким ценителем классической музыки, хорошо знал мировую художественную литературу, блестяще играл в шахматы. Поэтому для многих своих современников он навсегда останется любимым учителем, постоянным наставником и верным другом.
Ю. Н. Спасовский