Исследование растительности в полевом сезоне 2023 г.

Как известно, полевые работы научных работников заповедника отличаются сезонностью. Казалось бы, в условиях юга полевой сезон ботаника занимает более полугода. Растения не бегают, вот они, выходи и смотри. Однако бурное развитие многих трав в горах, как и затухание их жизнедеятельности происходит в сжатые сроки, поэтому время для ботанических исследований как отдельных видов, так и отдельных растительных сообществ, ограничено.
Обследование лесов и лугов происходит в горах снизу вверх. Сначала, насколько возможно, изучаются объекты в нижних частях долин, подножий гор. Затем наступает очередь горных склонов. Текущий 2023 г. не стал исключением. Май-июнь был посвящен обследованию уже развитых сообществ в нижних частях гор по периферии заповедника.
В надпойменной террасе по реке Белой описан участок леса, в котором обнаружилось не менее 5 видов папоротников сразу. Это были страусник обыкновенный, щитовники мужской и расширенный, многорядник щетинистый, кочедыжник женский. Перечисленные лесные папоротники довольно близки по строению вай (напомним, «вайя» – так на самом деле называются «листья» папоротников). Отличить один вид растения от другого бывает довольно сложно.
Также в течение полевого сезона можно застать разные стадии развития и уточнить распространение редких видов растений в лесах и на лугах. Этот год порадовал пышным развитием краснокнижных раннецветущих: скополии карниолийской, гладиолуса тонкого, пальцекоренника Дюрвиля, подснежника Воронова, лилии однобратственной.
Особое внимание уделено фиксации мест обитания лесных и луговых растений-эндемиков в районе Лагонакского нагорья, как внесенных в красные книги (дудник Татьяны, арафоэ ароматный, бересклет гладкокорый, хмелеграб обыкновенный, волчник черкесский и других), так и пока не требующих охраны – звездовки понтийской, рододендрона понтийского и т.п.
Особенно печально, что многие редкие виды концентрируются вне границ охраняемой территории. В заповеднике оказывается только часть их области распространения. Примерно такая же ситуация складывается и с растительными сообществами – девственными лесами и натуральными лугами. Активная застройка и эксплуатация земель по границе охраняемой территории оставляет все меньше шансов на сохранение таких видов и природных сообществ, а заповедник все больше приобретает черты «ноева ковчега».