Программа тренинга Кавказского заповедника для гидов-инструкторов

28-29 апреля с 10 до 18-00

обязательная регистрация на мероприятие: https://kavkazskiy-zapovednik.timepad.ru/event/1618438/

Цели и задачи тренинга – что, почему и зачем должен знать гид-инструктор, работающий на территории заповедника.
Что получают гиды: цивилизованное взаимодействие соответствующее времени (из прошлого века в настоящее и будущее), структурированную информацию о заповеднике из первых уст, знакомство с сотрудниками и возможность задать вопросы и получить ответы.

I. Вводная часть. Обращение директора С.Г.Шевелева
Цели и задача тренинга, как будет построено обучение. Как заповедник видит своё взаимодействие с гидами-инструкторами О.Пегова
II. Основы заповедного дела. 2 часа
1. Понятие заповедной территории. Отличие режимов заповедника, нацпарка и заказника, принципы и подходы управления. /Н.Ескин
2. История заповедника Кубанская охота, история создания и развития заповедника. /Ю. Спасовский/
3. Создание первых научных станций и стационаров. Летопись природы – как ведётся, какую информацию собираем и для чего. /Н. Ескин/
4. Какие культурно-исторические объекты находятся на территории заповедника - те, что можно увидеть на туристических маршрутах - дольмены, крепости, ацангуары, черкесские сады и т.п., например, крепость Ачипсе, развалины на горе Ачишхо, ацангуары на тропе на Ачишхо, на Табунной, по долине в сторону Холодного и т.д. /Ю. Спасовский/
IV. Инспектор на ООПТ. Основные права и функции. Охрана/Г. Пилипенко/
1. Оформление пропуска и ответственность за пребывание без пропуска и отклонения от маршрутов. Что делать если не укладываетесь в указанные в пропуске сроки.
2. Основные виды нарушений посетителями и меры ответственности за них.
3. Стоянка в неположенных местах. Водные средства передвижения – сапы, надувные матрасы и т.д. Посещение территории с собаками.
V. Биоразнообразие. Флора. /Т. Ескина, Ю. Загурная/
1. Управление антропогенной нагрузкой на ООПТ. Основные принципы и подходы.
2. Результаты осмотра туристических стоянок в 2020 году. Какую нагрузку испытывает флора около маршрутов. Почему нельзя ставить палатки там, где хочется и отклонятся от маршрутов.
3. Как объяснить туристам, почему нельзя собирать растения и рвать цветы в заповеднике.
4. Ядовитые и опасные растения около маршрутов (кратко, чем опасны и фотографии).
VI. Биоразнообразие. Микромир/А. Бибин/
1. Часто встречающиеся на маршрутах заповедника насекомые, членистоногие, многоножки. Опасные насекомые и рептилии (фото и как избежать опасности).
2. Как правильно наблюдать насекомых в заповеднике. Где смотреть, как фотографировать. Сезонность.
VI. Биоразнообразие. Фауна. Птицы\ А. Перевозов
1. Птицы заповедника, кого можно встретить на маршрутах и как правильно наблюдать и показывать птиц. Как путешествовать, чтобы не нарушить места обитания редких птиц заповедника.
2. Птицы в Приазовском заказнике. Бердвотчинг – новое развивающееся направление туризма в водно-болотные угодья. Сезонность наблюдений, кого можно увидеть обязательно.
VII. Биоразнообразие. Фауна/С. Трепет, К. Бибина /
1. Человек и дикие животные. История восстановления популяции зубров. Крупные млекопитающие в заповеднике, кого можно встретить на маршрутах.
2.Как вести себя при встрече с медведем, оленем, кабаном, туром, зубром. Почему животные в заповеднике в приоритете.
3.Как и для чего организованы учеты животных, как это происходит в заповеднике.
4.Факторы беспокойства и их влияние на популяции млекопитающих. Квадрокоптеры.
5.Почему нельзя оставлять остатки еды и другой мусор в заповеднике. Почему нельзя забирать рога, кости и другие предметы природы из заповедника. Синантропные животные.
VIII. Экопросвещение и туризм /О.Пегова/
1. Туризм на ООПТ. Стратегии и подходы. Правила экологически ответственного туризма. Что такое экотуризм в Кавказском заповеднике.
2. Основные маршруты на 2021 год. Когда открываются, почему нет точных дат. Описание маршрутов – водоснабжение, места стоянок, оборудованные стоянки.
3. Оформление пропусков, коллективных заявок, возврат пропусков.
4. Рекреационные объекты и места размещения (Гладкова) 30`
5. Подготовка к походу. Мусор и правила обращения с отходами – как собраться с минимум отходов. Вклад каждого. Как рассчитать продукты и необходимое, чтобы не выбрасывать по пути. Оставлять или не оставлять излишки в домиках заповедника и почему.
6. Фото и видеосъемка на территории заповедника, коммерческое использование.
XI. Безопасность/МЧС /
1. Основные подходы к организации безопасного подхода в горах.
2. Правила действия в ЧС (резкая смена погоды, вы потерялись, вы потеряли человека из группы, у вас в группе травмированный).
3. Первая помощь на маршрутах и формирование аптечки гида.
X. Заключительная часть /
1. Гид и заповедник – взаимодействие: идеологическое, договорное. \О.Пегова
2. Информационное освещение гидами походов в заповеднике – работа с соцсетями и коммуникация со СМИ. \Я.Реенсон.
3. Выдача сертификатов.