В гостях у медведя побывали ребята из Краснополянской школы.
Свежеиспечённые третьеклашки подготовились к походу основательно: панамы, рюкзаки, кроссовки, пятеро родителей и заповедный гид. Перед выходом на маршрут №14 «По долине реки Ачипсе» все туристы получили памятки для посетителей Кавказского заповедника и проговорили главные правила поведения в пути – оставаться на тропе, растения не рвать и на вкус не пробовать, смотреть в оба, по сторонам и под ноги. Дорога лежала через кордон, бдительный егерь вышел на встречу, пожелал счастливого пути, школьники пофотографировали лошадей, поухали кружившему над ними канюку и вошли в лес. Первый урок по ориентированию прошёл отлично, из двух указателей выбрали верный и направились к подвесному мосту. Следующая задача – договориться о том, как совершить безопасный переход по непривычной конструкции: встали друг за другом в порядке «мальчик-девочка», вспомнили математику, чтобы понять через сколько человек должны находиться родители и миновали преграду с честью.
Пока остальные заканчивали путь по мосту, первопроходцы сгрудились у стенда о встрече с медведем, читали и наперебой обсуждали возможную реакцию на косолапого. Только класс двинулся дальше, как раздался оглушительный треск со стороны реки… Камнепад? Динозавр? Стадо зубров? Маршрут проходит по реликтовому буковому лесу, возраст некоторых деревьев достигает 200 и более лет, вероятно, какой-то из буков-патриархов упал и издал такой прощальный грохот.
Только все спокойно выдохнули, как юный следопыт Арина обнаружила на влажной дорожке несколько следов: одинаковые большие и маленькие с явными когтями, и ещё одни, похожие на отпечаток ладошки крохотного младенца. Так и есть. «Младенческие» оставил енот, а большие и маленькие принадлежали медведице и медвежонку. Когда до первого пункта питания оставалось совсем немного появился ещё один мишкин след, который все идущие внимательно изучили – медвежий помёт размером с небольшой муравейник. Если ты в заповеднике, значит, любая подсказка на пути важна. Эта рассказала ребятам, почему поляна Ассара называется ещё и Грушевой.
На поляне спустились за водой к реке, перекусили под штормовым навесом, поговорили о плодовых деревьях и черкесских садах, увидели пьющего нектар похожего на колибри бражника и двинулись дальше в путь – штурмовать ручей Ассара. Семён, Винсент, Игнат и Максим построили переправу через один рукав, каждый из детей прошёлся по ней и босиком по камням в теплых неглубоких ответвлениях ручья – самое удачное освежающее решение перед финальным броском. На дороге, идущей среди реликтовых папоротников и листьев-гигантов подбела или белокопытника белого, возникла ещё одна водная преграда, на этот раз большущая лужа с живущими на другом её конце головастиками. Каждые несколько метров пути вдоль Ачипсе готовили что-то новое.
Любопытно было рассматривать склон горы и искать логова, норы и пещеры местных обитателей, но не менее интересно слушать перезвоны воды с другой стороны тропы и обсуждать, почему в горах во время похода нельзя ставить палатки у реки. Чтобы набраться сил перед встречей с кумжей пообнимали деревья и устремились вверх, внимательно глядя под ноги, ведь путь к лесному озеру указывает ручей, пересекающий тропу. Наконец, долгожданный водоём и юркие пятнистые форели в нём. Ребятам, как рыболовам, пришлось ступать тихо и перешёптываться, чтобы не спугнуть кумжу: «У рыбы нет ушей, но она нас слышит!» Третьеклашки насмотрелись на представителей ихтиофауны заповедника, узнали о том, как маленькие рыбки становятся черноморским лососем и выдвинулись в обратный путь. Вприпрыжку, с песнями, бесстрашно минуя тот самый мост несли подобранный по пути мусор в визит-центр экоцентра «Лаура», чтобы получить обещанные за это призы.