Геннадий Пилипенко: "Самая главная задача - защищать спокойствие природы"
В следующем году заместитель директора по охране территории Геннадий Евгеньевич Пилипенко отметит двадцатилетие своей работы в Кавказском государственном заповеднике.
Лес для Геннадия Пилипенко всегда был продолжением родного Адлера, где родился и жил, ходил в школу, а после занятий бегал с ребятами на конюшню покататься на лошадях, была тогда такая доступная возможность для пацанов. В Кудепстинском лесничестве Сочинского национального парка работали его бабушка и дед, с которым он часто бывал в лесу. Так что после школы над выбором профессии долго не раздумывал, поступил в Новочеркасскую государственную мелиоративную академию на факультет лесопаркового хозяйства. Потом служба в армии, в Северной Осетии в непростые для страны, тревожные времена. Вернувшийся домой Геннадий был принят на работу мастером Веселовского лесничества Сочинского национального парка. А через четыре года, когда Кавказский заповедник возглавил Сергей Георгиевич Шевелев, формируя команду молодых и преданных лесу специалистов, новый директор пригласил Пилипенко на должность заместителя директора по охране.
Здесь-то и пригодился Геннадию Евгеньевичу его армейский опыт и навыки владения боевым оружием. В нулевых годах в заповеднике было неспокойно: браконьерства много, особенно в Северном отделе, где населенные пункты подходили совсем близко к границам заповедной территории, да и нарушители были в основном люди местные, лесные, хорошо знающие каждую тропу, у многих было незарегистрированное оружие. Чтобы противостоять браконьерам, вначале надо было самому хорошо изучить эти горы и лес, да не по карте, а пешком, на лошадях, машинах, вертолетах. Зато теперь Пилипенко с гордостью говорит, что всю территорию лучше него, пожалуй, только директор знает.
В те годы выезжать на задержания нарушителей приходилось часто, были и погони, и перестрелки, и тяжелые походы по глубоким снегам, опасные переправы.
-Как то в апреле пришло сообщение, что со стороны Северного отдела идут охотники на медведей, которые только что начали выходить из берлог – рассказывает Геннадий Евгеньевич.- Мы вышли им навстречу. В районе Фишта снег был такой глубокий, что даже крышу приюта под ним было не найти. Днем идти было невозможно, проваливались в снег, шли ночью, когда он подмерзал. Два дня шли до приюта и на перевале дежурили дня три. На пятый день вышли к Гузерипльскому перевалу, где встретили браконьеров. У одного была немецкая винтовка, у второго автомат Калашникова. Нарушители пустились в бега, а оружие бросили в реку. Нашей опергруппе пришлось по очереди нырять в ледяную воду, но оружие достали, позже задержали и нарушителей.
За первое десятилетие работы инспекторы охраны под руководством Геннадия Пилипенко при задержании браконьеров изъяли более 180 единиц оружия, в том числе и нарезные ружья, и автоматы.
Не раз приходилось Геннадию Евгеньевичу принимать участие в спасательных операциях, искать заблудившихся в горах, выручать коллег, попавших в большой снег. И все же вспоминаются чаще удивительной красоты долины, горы, озера – все то, чем богата природа Кавказа.
За двадцать лет, считает Пилипенко, в заповеднике многое изменилось. Порядка стало больше, границы надежнее, кордоны обустроены, техника новая, связь с удаленными приютами налажена. Изменился и состав нарушителей в заповеднике. Браконьеров стало значительно меньше. А вот туристов, которые мусор оставляют лесу, по-прежнему много. Особенно беспокоит то, что оставляют гости после себя много пластика, который наносит немалый вред окружающему миру.
Особое отношение у заместителя директора по охране к подбору кадров. Забот у инспекторов охраны с годами не уменьшается. Беседуя с новичками, Пилипенко отмечает не только то, как человек относится к лесу, но и насколько он вынослив, умел и приспособлен к жизни в непростых условиях дикой природы. Говорит, что очень важно не только любить, но и уметь защищать заповедную территорию, управляться с конем и с техникой, владеть топором, бензопилой и другим инструментом. Главным показателем работы инспекторов охраны Геннадий Евгеньевич считает спокойную вольную жизнь обитателей лесов и гор, и мечтает о том, чтобы и в будущем, следующие поколения сотрудников сохраняли заповедник таким же защищенным домом для больших и малых зверей и птиц, для деревьев и трав.
Татьяна Мартыш