В тисо-самшитовой роще расставили ловушки для жуков
Искусством ловли ксилофильных жестокрылых успешно владеет старший научный сотрудник института экологии горных территорий, старший научный сотрудник Кавказского заповедника, энтомолог Алексей Бибин. Чтобы установить ловушки для насекомых, ученый еще в прошлом году присмотрел в глубине тисо-самшитовой рощи несколько упавших деревьев – именно на них ловушки сработают лучше всего. Крепятся барьерные, или как еще их называют оконные ловушки для жуков и других насекомых буквально на двух гвоздях. А чтобы удержать добычу используется фиксирующая жидкость, обычно это раствор формалина.
В тисо-самшитовой роще такой мониторинг насекомых ведется давно, но особенно актуален он стал в последние годы в связи с исчезновением самшита и как следствие этого – со сменой всего типа леса, - рассказал энтомолог А.Бибин.- Благодаря такому контролю за насекомыми можно узнать очень многое, например, эти данные мы используем, чтобы в комплексе проследить все изменения в биологическом сообществе данной территории. Этот эксперимент уникален и его на сегодняшний день даже сравнить не с чем.
Работа ученого заключается в сборе беспристрастных фактов, на основе которых можно проводить анализ, делать выводы, принимать решения. В ловушки попадаются тысячи самых разных жуков. Это и уже известные виды, и редкие, и те, которые только предстоит описать и дать имя. За 10 лет учеными-энтомологами только на юге России обнаружено 30 новых видов насекомых! За три года в тисо-самшитовой роще выявлено 6 новых для России видов насекомых! Ученые наблюдают за ними, оценивают их возможности, прогнозируют, как они будут «вести себя» в будущем: вольются без проблем в сложившуюся экосистему или принесут неприятности, как случилось после гибели самшитников на Черноморском побережье.
«В последние годы, с тех пор как погибли самшитники, структура популяции ксилофильных насекомых значительно изменилась. Если раньше мы наблюдали плавное распределение доминантных и редких насекомых, то теперь один доминантный вид жук - короед, который живет и размножается на мертвом самшите. Сейчас его численность увеличилась кратно. К нам на юг Кавказа этот инвазивный вид насекомого попал еще в 30 годы прошлого века, но мощный толчок к росту получил сейчас. Поэтому есть опасение, что со временем короед перейдет на каштаны и для наших лесов это будет еще одной большой потерей», - рассказал Алексей Бибин.
Чтобы отслеживать изменения в микромире рощи, достаточно двух ловушек. Этого только на первый взгляд кажется мало. Выбор материала идет ежемесячно. Несколько тысяч жуков, которые попались в ловушку, нужно обработать, определить, отослать профильным специалистам. Роща –своеобразный форпост экологического мониторинга на юге. На северном склоне Кавказского заповедника тоже стоят несколько ловушек. Вся эта работа позволяет прогнозировать и, по возможности, регулировать процессы в окружающем нас мире.