Наблюдения начала миграции птиц

В заповеднике началась миграция птиц. Заметен пролет воронков, или городских ласточек, которые наполняют воздух своим щебетом на всей территории заповедника. Встречаются стаи осоедов, некоторые из которых достигают сотни и более особей. 30 августа за 75 минут мы насчитали 978 осоедов (!), 61 черного коршуна, 10 канюков, 3 перепелятника, 2 болотных луня и одного светлого орла-карлика – всего 1055 хищных птиц! Это самая сильная волна пролета осоедов за все время наблюдений за Западном Кавказе. До этого самые большие волны отмечены в 20 и 21 августа 2018 г. – 313 и 174 особи. Массовый пролет канюков и коршунов обычно приходится на период учета оленей – конец сентября-начало октября. В 30 сентября 2009 г. во время самой сильной волны пролета было учтено около 5000 канюков и других хищных птиц.
На тропах в субальпийском и альпийском поясе стало много каменок – в гнездовой период они встречаются крайне редко – не каждый год, а сейчас это одна из самых обычных птиц. Изредка встречаются малые жаворонки, небольшие серые птички, но они обращают на себя внимание своим мелодичным посвистом, издаваемым во время взлета. Очень редко, если повезет, можно услышать, как они поют. На озерах изредка встречаются черношейные поганки – нам одна встретилась на озере Торнау. Также редко встречаются пролетные садовые овсянки – они молчаливы.
Местные горные коньки образуют стайки по 10-15 птиц и кочуют. Около солонцов и домиков слышен щебет красношапочных вьюрков – они зерноядные и также как зубры, любят солонцеваться. Все еще изредка слышны песни обыкновенных чечевиц, но скоро они улетят на Индостан. Сейчас они Кавказские тетерева держатся выводками – птенцы уже большие, но еще заметно меньше взрослых птиц. Вдоль верхней границы леса столпотворение пеночек и местных, и пролетных. Теньковки и желтобрюхие пеночки встречаются повсеместно стайками до 5-10 особей, изредка попадаются пеночки-веснички и трещоки. В субальпийском высокотравье находят убежище и пропитание и многие другие птицы – крапивники, лесные завирушки, последние еще не улетевшие болотные камышевки, серые славки.