Дороги особого назначения: зачем в Кавказском заповеднике нужны охранные тропы и где туристы могут пройти “Княжеской тропой”?
“Княжеская тропа”. Название говорит само за себя - достаточно вспомнить историю Кавказского заповедника. Еще до его создания охранный статус этих земель был создан для одного из старейших и традиционных времяпрепровождений высокопоставленных особ. В 1888 году Великими князьями Петром Николаевичем и Георгием Михайловичем Романовыми получено право на охоту и организована “Великокняжеская кубанская охота” (подробнее о “Великокняжеской кубанской охоте” можно узнать на странице https://kavkazzapoved.ru/ot-kubanskoy-okhoty-k-zapovedniku-istoricheskie-svedeniya ). В последствии Великий Князь Сергей Михайлович, впечатленный охотой на Кавказе, приказал приступить к разработке новых троп и дорог, постройке новых бараков в лагерях, а также к устройству новых лагерей.
Сложно представить, но даже спустя многие десятилетия, когда давно канула в лету царская забава, изменился статус территории и ее назначение, а участки “царской тропы” до сих пор используются в заповеднике.
С наступлением тепла госинспекторы всех отделов приступили к прочистке охранных троп. Задача - не просто убрать упавшие деревья - дорога должна быть пригодна для беспрепятственного прохождения по ней и пешком, и на лошадях. Такие тропы, их состояние, в случае какого-либо происшествия, имеют ключевое значение: именно по ним госинспекторы могут максимально быстро добраться до нужной точки, оперативно реагировать в случае обнаружения браконьеров, наблюдать за животным и растительным миром заповедника. Не будь таких троп, вести полноценно охранную деятельность было бы невозможно.
Охранные тропы в Северном, Южном и Восточном отделах - это десятки километров горных участков, пересечений нескольких полноводных рек и почти непролазная гуща лесной зоны. Многие дни и усилия были затрачены госинспекторами, чтобы прочистить участки от лагеря Холодный в Южном отделе, в долинах рек Синяя, Имеретинка, Челипси, на хребтах Аспидный и Лугань в Восточном отделе, в Северном отделе – в районе кордона Киша и Сенной поляны. Работа эта насколько трудная – каждый метр прочищается вручную – настолько и значимая для работы заповедника.
В этом году сотрудникам отдела охраны удалось реализовать важный проект и создать своеобразную «заповедную магистраль», которая объединила отделы природной территории. По поручению директора Кавказского заповедника, Сергея Шевелева, госинспекторами был восстановлен участок той самой “Великокняжеской тропы”. Ее часть проходит от перевала Грустная, траверсом идет по восточному склону Аспидного хребта до тропы, ведущей к горе Уруштен. Конечно, необходимости пробивать дорожное полотно, шириной до 1,5 метров (как было в царские времена - тропа создавалась таким образом, чтобы по ней без труда могли пройти обозы с грузом, для обеспечения отдыха и развлечения во время охоты Великих Князей) сейчас нет – тропа должна быть удобной для конного или пешего перехода, не более. Однако стратегическое значение этого участка отмечают госинспекторы всех отделов.
Прежде чем приступить к работе, тропу буквально «разыскивали» - многие десятилетия она не использовалась, заросла, где-то осыпалась по склону. Там, где тропу перегораживали упавшие деревья, в ход шли бензопилы. Никакой тяжелой или специальной техники - посреди заповедника ей неоткуда взяться. Поэтому если нужно убрать дерево, толщина ствола которого в человеческий рост - то инспекторы могут рассчитывать только на собственные силы.
Кстати подготовка охранных троп - процесс безостановочный. Каждый год госинспекторы расчищают дороги, а местами прокладывают их заново.
Где же туристам увидеть хотя бы фрагмент той самой тропы для Великокняжеских особ? Все очень просто: маршрут №8 местами проложен по этой тропе. И, направляясь к кордону Умпырь, каждый турист, в буквальном смысле, прикасается к истории, которая так тесно связана с историей Кавказского заповедника.