149 лет со дня рождения основателя Кавказского заповедника

Христофор Георгиевич Шапошников - идейный вдохновитель, основатель и первый директор Кавказского зубрового заповедника - родился 24 марта 1872 года. В день рождения, без преувеличения, самой знаковой фигуры в истории природной территории, мы вспоминаем решили вспомнить некоторые факты биографии ученого и руководителя. 

шапошников

Человек тонкой натуры

“Христофор (Хачатур) Георгиевич Шапошников родился в Майкопе 24 марта 1872 года в большой семье купца и первого градоначальника Г. Н. Шапошникова, человека всеми в городе уважаемого. С раннего детства увлекся коллекционированием бабочек и других насекомых, сохранив это увлечение до конца жизни. Такому занятию весьма способствовало разнообразие и богатство природных ландшафтов в окрестностях Майкопа, где степные равнины подступают к лесистым кавказским предгорьям”.

“Затрудняюсь дать точное определение профессии моего отца. Агроном по образованию, он был прежде всего зоологом и краеведом, но всего точнее к нему подходит старинное понятие — натуралист. Он был страстным охотником, но при этом его привлекала прежде всего возможность общения с природой, а не добыча. Человек тонкой натуры, он любил поэзию, музыку, живопись, увлекался фотографией, с удовольствием работал в саду и на огороде, столярничал и меня учил этому делу…”, - писал сын Христофора Георгиевича Шапошникова, Георгий Христофорович в своем очерке, посвященном отцу.

Христофор Шапошников получил блестящее образование.  В 1892 году окончил реальное училище в Екатеринодаре (теперь — Краснодар), затем Рижский политехнический институт, получив профессию агронома, а в 1903—1906 годах был слушателем Берлинского университета. 

“В эти годы он не только опубликовал большую статью о бабочках Северо-Западного Кавказа, но и сделал «под носом у немцев» несколько интересных  энтомологических находок, о чем сообщалось в журналах Германии и Англии. В результате Королевский Зоологический музей в Берлине предоставил ему в 1904 году научную командировку на 8 месяцев в Северную Африку. Там он собрал большую коллекцию, часть которой хранится в Зоомузее РАН Петербурга. Позднее он ездил в научные командировки от Русского Географического Общества и от Российской Академии Наук в Закавказье, Среднюю Азию и Турцию, совершая обширные сборы не только насекомых, но и многих других животных…”

шапошников
Семья Шапошниковых

Именем Шапошникова

Видные зоологи, благодарные Христофору Георгиевичу за ценные материалы, увековечили его имя в названиях животных. Известный знаток млекопитающих Кавказа К.А.Сатунин в 1901 году описал новый эндемичный род прометеевых полевок (Prometheomys), единственный вид которого назван в честь Шапошникова (Prometheomys schaposchnikovi Sat.). Его именем были названы также новые виды кузнечика, шмеля и двух моллюсков. Особенно много материалов получал от Христофора Георгиевича Зоологический музей в Петербурге.

 

Евгений Шварц и Христофор Шапошников

Случается, что в биографиях известных людей обнаруживаются неожиданные события и связи. Кто бы мог подумать, но Евгений Шварц , автор известных всей стране сказок, пьес и сценариев, знал лично Христофора Георгиевича. Об одной такой встрече позже будет написано в воспоминаниях о писателе.

шапошников

«Нас, сверстников Е. Л. Шварца, охотно принимали в их большом одноэтажном доме, полном всяких редкостей, — вспоминала Наталия Васильевна Григорьева (Наташа Соколова), — в большом зале в кадках размещались пальмы, фикусы, рододендроны, редчайшие цветущие розы. Во дворе нам показывали привезенных из лесов заповедника диких животных и птиц, медвежат, лисиц, горных козлов, баранов, барсучат, оленей и т. д. В саду в оранжерее выращивались редкие растения. Но самое удивительное и притягательное для нас составляли коллекции бабочек, насекомых, птиц, собранные X. Г. Шапошниковым (...) в различных странах, в том числе и в Африке. Даже таких малосведущих и ветреных посетителей, какими мы в ту пору были, эти коллекции поражали своей красотой. (…) 

Е.Шварц
Е.Шварц с семьей

«Маленький, черный, устрашающе живой, — дополнял характеристику Христофора Григорьевича сам Евгений Шварц. — Он показывал нам бабочек, рассказывал о том, где их собирал. Не уверен, что понял его правильно, но с той встречи на всю жизнь я сохранил уверенность, что Христофор объехал весь мир. Показав чудеса, хранившиеся в комнате, хозяин повел нас во двор, где я увидел сидящего на цепи живого взрослого медведя, очень добродушного на вид. Христофор поборолся с медведем, но немного. Зверь стал рычать, и Христофор, показав нам забинтованный палец, который он порезал утром, сообщил, что медведь учуял кровь. Я был поражен и потрясен. Потом мы увидели редкой красоты пойнтеров. И, кажется, оленя. Не помню точно. Знаю только, что шел я домой словно околдованный. (…)».

 

Принципиальный директор

Официальной датой создания Кавказского заповедника считается 12 мая 1924 года. В этот день был принят декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР, подтверждающий существование заповедника, названного “Кавказским зубровым”. Кстати Шапошников был против этого названия: ведь оно могло спровоцировать станичников добить последних зубров, чтобы нечего было заповедовать и таким путем вернуть себе столь лакомые для местных жителей луга и леса. Впрочем в Москве этим доводам не вняли.

Между тем, процесс создания заповедника в “практической части” начался в в мае 1920 года, когда Христофор Георгиевич получил мандат на организацию заповедника и охранную грамоту на свои коллекции и библиотеку в Майкопе. Уже тогда будущий директор начинает набирать сотрудников, в первую очередь, егерей.

“В 1926 году в заповеднике работала комиссия по урегулированию спорных вопросов о границах заповедника и о местах выпаса скота. Ее возглавлял Николай Ильич Подвойский — известный революционер и видный партийный работник. У Шапошникова сложились с ним хорошие отношения. Помню величавую фигуру Подвойского и разговоры о том, что хорошо было бы, если бы он стал директором, а отец его заместителем по науке. Но этого не произошло. Возникла конфронтация с местными властями, которым хотелось иметь не такого принципиального директора, каким был Христофор Георгиевич. Против него началась длительная организованная травля”, - напишет в воспоминаниях сын Х.Г.Шапошникова. 

“В защиту Шапошникова выступил в газете «Правда» известный писатель А.С.Серафимович (статья от 27 мая 1930 года). Перечислив заслуги Христофора Георгиевича, он писал: “...надо было его спихнуть. Этой травлей были заняты назначенные Шапошникову Главнаукой сотрудники (...) ”. 

Статья оказала влияние: в Дело вмешалась РКИ («рабоче-крестьянская инспекция»), после чего все прежние обвинения с Х.Г. Шапошникова были сняты, но в заповеднике он больше не работал. 

“В 30-е годы отец трудился в карантинной инспекции. Используя свои знания местной энтомофауны и опыт энтомолога, он подготовил к печати рукопись (часть большой монографии) по насекомым — вредителям леса. В начале 1937 года отцу назначили персональную пенсию, и это дало ему возможность уделять больше времени работе с коллекциями. Он хотел завершить две монографии, материалы для которых собирал почти всю жизнь, готовился передать коллекции в Зоологический институт…”, - вспоминает Г.Х. Шапошников.

Увы, этим планам не суждено было сбыться. 

“Христофор Георгиевич был арестован в Майкопе по обвинению «в участии в повстанческой контрреволюционной эсеровской организации», будто бы готовившей вооруженное восстание. Постановлением «тройки» НКВД 14 февраля 1938 года приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение 25 февраля 1938 года, место захоронения неизвестно, а все документы, дневники, рукописи и письма уничтожены”.

Эту информацию родственникам первого директора заповедника удастся получить из архивов лишь спустя десятилетия…

 

“Человек жив, пока живет память о нем” 

Христофор Георгиевич Шапошников для сотрудников Кавказского заповедника, для людей, близких к природе -  личность легендарная. По настоянию сына Шапошникова, по инициативе нынешнего директора, имя это увековечено в истории. В 2003 году на здании управления заповедника в Адлере была установлена Мемориальная доска. С 2009 года Кавказский заповедник носит имя Христофора Георгиевича Шапошникова.

Поддерживаются и связи с потомками первого директора. Теперь уже правнуки ученого посещают заповедник, почти век назад появившийся благодаря стараниям и настойчивости их великого предка.

 

В материале использованы:

фрагменты из книги Биневич Е. М. “Евгений Шварц. Хроника жизни” 

Очерк Г.Х. Шапошникова “Всего себя - природе, науке и людям”

авторские публикации Н.Б.Ескина