Что происходит на пастбищах после прекращения выпаса, наблюдения Кавказского заповедника

Пастбища возникли несколько миллионов лет назад под воздействием крупных травоядных животных. Около 4-11 тыс. лет назад их площадь была значительно расширена человеком, и они стали одним из наиболее распространенных типов экосистем, а выпас домашних животных – одним из главных способов использования земель. Однако в последние десятилетия экономическое давление привело к отказу от выпаса во многих регионах мира, в том числе и в России. В странах Восточной Европы это связывают с экономическим кризисом после разрушения социалистической экономики, в странах Западной Европы и других регионах мира – с нерентабельностью традиционного экстенсивного животноводства в условиях индустриализации и глобализации сельского хозяйства. В результате в последние 20–50 лет на пастбищах многих регионов широкое распространение получили восстановительные сукцессии.

Общее направление таких процессов мало отличается в разных типах растительных сообществ. На первом этапе сокращается доля однолетних, низкорослых и плохо поедаемых животными видов и, напротив, увеличивается доля высоких многолетних растений и первичных доминантов, повышается общее проективное покрытие и продуктивность сообществ. В последующем степные фитоценозы зарастают кустарниками, а луговые, за исключением расположенных выше границы леса, постепенно сменяются лесными сообществами. Видовое богатство сообществ на первых стадиях восстановительной сукцессии либо растет (преимущественно в малопродуктивных степных и средиземноморских сообществах), либо снижается (преимущественно в высокопродуктивных луговых ценозах в связи с ростом обилия доминантов), а затем по мере накопления ветоши, увеличения плотности кустарников и деревьев только снижается.

Скорость постпастбищных сукцессий зависит от многих факторов, в том числе от типа растительности, почвенных условий, количества осадков, истории выпаса и продолжительности отдыха. Поэтому данные об этом параметре из разных регионов мира существенно различаются. Так, в некоторых работах делается вывод о высокой скорости восстановительных процессов, по крайней мере, в их начале; в других – о незначительных изменениях в первые 10-25 лет и ускорении в последующие годы. Высказывается мнение, что для полного естественного восстановления сильно сбитых пастбищ необходимы десятилетия.

Одним из результатов постпастбищных сукцессий является почти повсеместное увеличение площади лесов и сокращение площади пастбищных сообществ (в Западной Европе на 12% за последние 20 лет). Причем по ряду причин данный процесс рассматривается как неблагоприятный. В первую очередь из-за возможного снижения видового разнообразия регионов, поскольку экстенсивно используемые пастбища относятся к одним из наиболее богатых видами растительных сообществ. В частности, в Румынии на них произрастает более 60% видов сосудистых растений и более 90% эндемов, субэндемов и угрожаемых видов этой страны. К другим негативным последствиям восстановительных сукцессий относят гомогенизацию ландшафтов, рост вероятности возникновения природных пожаров, распространение иноземных видов растений.

В историческом прошлом выпас скота производился на всех высокогорных массивах Западного Кавказа. Однако во второй половине ХХ века (с 1951 по 1992 год) в пределах Республики Адыгеи для этих целей использовали преимущественно высокогорную часть Лагонакского нагорья, включающего ряд вершин (Фишт – 2867 м над ур. м., Оштен – 2804 м, Пшеха-Су – 2744 м и др.) и платообразных хребтов (Абадзеш-Мурзикао – 2300 м, Нагой-Чук 2400 м, Лагонакский – 2000 м и др.), сформированных известняками. Выпас, нередко чрезмерный и бессистемный, привел к трансформации структуры и состава высокогорных лугов, снижению их продуктивности. После возвращения высокогорной части нагорья в 1992 году в состав Кавказского заповедника на большей его части выпас скота был прекращен.

С целью оценки характера и скорости постпастбищных изменений на шести умеренно нарушенных выпасом участках фитоценозов альпийских пустошей и четырех участках субальпийских лугов в 1989-1992 и 1994, 1995 годах, соответственно, была выполнена серия геоботанических описаний. В 2010 г. участки были описаны повторно. Результаты сопоставления описаний растительных сообществ, выполненных в разные периоды времени, показали, что за прошедшие 15-20 лет «отдыха» нарушенные в прошлом субальпийские сообщества изменились преимущественно в направлении к допастбищному состоянию. С одной стороны произошло выпадение или снижение встречаемости значительного числа видов, характерных для низкотравных сообществ или сообществ с изреженным травостоем, а также устойчивых к выпасу видов; с другой – рост встречаемости типичных видов субальпийских лугов. При этом первичные доминанты субальпийских лугов восстановились только на некоторых участках, а видовое богатство сообществ еще более снизилось. Это свидетельствует, что восстановительные процессы еще далеки от завершения.

Сообщества альпийских пустошей на момент первых обследований (1989, 1992 годы) находились в относительно хорошем состоянии, предположительно из-за их высокой природной устойчивости к выпасу и удаленности от стоянок скота. Постпастбищные изменения в альпийских ценозах ограничились ростом встречаемости ряда видов, более характерных для сообществ ниже расположенного субальпийского пояса. При этом нельзя исключить предположение, что усиление их позиций на описанных участках альпийских фитоценозов может быть связано не с прекращением выпаса, а с изменением климата, которое проявляется и на Западном Кавказе.

Ст. научный сотрудник В.В.Акатов