Кавказ, где Азия встречается в Европой. Статья доктора МК Ранджитсинха по итогам визита в Кавказский заповедник
В июне 2018 года Кавказский заповедник посетил писатель, путешественник и известный природоохранный деятель из Индии, доктор МК Ранджитсинх Джхала (Dr. MK Ranjitsinh Jhala). Доктор МК Ранджитсинх – легендарная личность. Потомок древнего аристократического рода Индии династии Джхала, сын Великого раджи Ванканера и внук Его Высочества сэра Амарсинджи Банесинхджи, последнего правителя штата Ванканер, доктор МК Ранджитсинх - Председатель Попечительского совета Фонда Дикой природы Индии, региональный координатор программы сохранения тигров WWF, региональный советник программы охраны природы стран Азии и Тихого океана ЮНЕП. Его путешествие по заповедным территориям разных стран было посвящено сбору материала для новой книги о животных высокогорий. На российский Кавказ Ранджитсинх приехал с мечтой увидеть и запечатлеть пять ключевых видов Кавказского заповедника – тура, серну, оленя, медведя и зубра. В сопровождении научных сотрудников он побывал в труднодоступных местах заповедника и за пять дней, проведенных на территории, доктор МК Ранджитсинх не только увидел все, что хотел, но и смог сделать прекрасные фотографии для своей книги. Пока книга еще только готовится, МК Ранджитсинх поделился с нами своей публикацией о поездке на Кавказ в журнале Заповедная Азия «Sanctuary Asia» под названием «Азия встречается с Европой».
Ниже мы приводим выдержку из этой статьи, посвященную Кавказскому заповеднику (перевод н.с. Кавказского заповедника Бибиной К. В.).
«… Из Азербайджана я переехал в Россию: из Сочи, «Русской Ривьеры», вдоль живописного побережья Черного моря, в Краснодар, землю некогда несравненных всадников, казаков, фаворитов русской Императрицы Екатерины Великой, а затем в Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Он был основан в 1924 году на территории 2635 кв. км. бывших царских охотничьих угодий, в основном для защиты кавказского зубра. Существует всего пять известных фотографий аборигенного кавказского зубра, который вымер в дикой природе, браконьеры убили двух последних животных в 1927 году. Выживших в неволе зубров потом скрещивали с американским бизоном и затем с европейским зубром. Продолжительное избирательное скрещивание позволило получить особей, имеющих наибольшее генетическое сходство с аборигенными зубрами. Эти животные были реинтродуцированы на Кавказе. Мне сказали, что сейчас в заповеднике около 800 зубров, 1000 оленей, 1200 серн, 3000 туров, и от 600 до 800 медведей.
Снежный барс на Кавказе не обитает. Аборигенного леопарда истребили и поэтому три года назад по программе реинтродукции в заповеднике были выпущены самка и два самца. Самка умерла в прошлом году по неизвестным причинам, но самцы живы. В ближайшем будущем планируется еще выпуск животных.
Я был гостем энергичного Сергея Шевелева, директора заповедника, и его заместителя, Николая Ескина. Они, а также персонал, любезно предоставленный мне в помощь для сопровождения по заповеднику, очень хорошо заботились обо мне, с традиционным русским гостеприимством.
Передвигаясь верхом из одного лагеря в другой в течение пяти дней, а затем поднимаясь по относительно легким склонам, мы снова столкнулись с препятствиями в виде периодических ливней и тумана. Но, тем не менее, это был очень ценный и незабываемый выход.
Во время кризиса после распада Советского Союза на Западном Кавказе процветало браконьерство, но в последующие годы оно стало эффективно контролироваться. Как сказал мне директор Шевелев, заповедник не может себе позволить гласность и перестройку! Он прав. На заповедных территориях в любой точке мира, интересы сохранения этих заповедных территорий должны иметь приоритет над индивидуальными правами и свободами …»
«… Я приехал на Кавказ, в основном, чтобы увидеть 5 видов крупных млекопитающих – тура, медведя, зубра, серну и оленя. В нашем первом лагере на горе Ятыргварта я увидел тура и оленя, попивая чай в нашей палатке в первое же утро, медведя с двумя детенышами и серну - в пределах часа ходьбы от лагеря. Два самца тура позволили мне сфотографировать их с расстояния в 60 м и убежали только тогда, когда ветер изменил направление, от меня к ним.
Туры приходили на искусственный солонец на вершине горы, иногда группой до 24 животных. Пока альфа-самец, вытянув вперед одну ногу, лизал соль, самцы-подростки и другие члены группы держали дистанцию, периодически проверяя между собой иерархию в процессе ритуальных драк - поднимаясь на задние ноги и опускаясь рогами на рога ожидающего соперника.
Олени были в линьке, и самцы в основном прятались в укромных местах, пока отрастают новые рога, как это происходит у многих видов оленей.
Зубры подходили к одному из наших лагерей, который находился на краю пышного луга с протекающим по нему ручьем. На лугу были овальной формы зубриные каталки, в которых быки мочатся, катаются и валяются, ароматизируя себя своими феромонами.
По-видимому, у кавказской серны более длинные рога, но более светлая шерсть, чем у ее европейского родственника. Но общим для обоих подвидов является выбор каменистых мест обитания. Я видел четырех бурых медведей за четыре дня, но не достаточно близко для хорошего снимка. Они кажутся меньше, чем их гималайские родственники, и, конечно, гораздо меньше, чем медведи на Камчатке - самые крупные бурые медведи в Евразии.
Западный Кавказ обладает одними из лучших возможностей для любителей гор, ищущих походов по необычной местности: относительно легкодоступный и не слишком крутой, с роскошными лесами, цветами, горами и горными млекопитающими. Хотелось бы надеяться, что туризм не загубит его, как некоторые области Гималаев ...».
С оригинальным текстом статьи можно будет ознакомиться на сайте журнала Sanctuary Asia чуть позже, после того, как февральский номер 2019 года выложат для просмотра.