Учет оленей на хребте Сергиев гай

Рёв оленей на хребте Сергиев Гай слышно прямо с кордона Умпырь, расположенного на 1000 м ниже оленьих токов. Поднявшись на гребень, мы сразу начали встречать оленей – то по одному, то по два, иногда пробегали самки - парами или небольшими группками до 4 особей. Вечером рёв усилился. Из лесу вылез двухлеток, который близко подошёл к матерому самцу с гаремом из 3 самок, за что был тут же изгнан обратно в лес.

олень

В Азиатской балке располагался компактный и активный ток – 11 самцов в радиусе 300-400 метров ревели почти беспрерывно. Самки держались вблизи 3-4 самцов, хотя периодически происходили перемещения. Некоторые самцы ревели рядом и грозились рогами напасть, но в последний момент уходили от столкновений. Гораздо охотнее они дрались с маленькими деревцами, кустами и даже травой. Один олень так усердно бодался с разнотравьем, что собрал целый стог сена у себя на голове. Выглядывая сквозь траву как из забрала шлема, он, однако, видел все перемещения и успевал гоняться за самками и следить за ситуацией.

олени

В Каменистой балке оказалось оленей поменьше, и выраженного тока здесь не было – несколько оленей рассредоточены по крутым лугам и ревели из соснового леса. Отсутствие воды и крутые склоны, вероятно, делают это место не самым привлекательным для этих животных.

олени

На гребне, разделяющем Каменистую и Тетеревиную балки, располагался самый крупный ток – 20 «ревунов» и более 20 самок. С матерыми самцами было не больше 3 самок, хотя встречались табунки и до 6 оленух, которым приходилось бегать между разъярёнными самцами. Все роднички олени разбили и превратили в болота, где они проводили жаркие дни. Днём температура достигала более 20 градусов, а ночью даже на высоте более 2400 не было напочвенных заморозков. Несмотря на такую жару, олени довольно активно ревели и днём, хотя пик активности, конечно, приходился на утренние и вечерние часы.

олень

В Рододендроновой балке, также как в Каменистой, не было единого тока, но крики доносились с разных концов балки. В безветренной тишине было слышно, как олени переходят по зарослям рододендрона, выдавая своё местоположение шуршанием.

Всего на участке мы насчитали 60 рогалей и более 50 самок и сеголетков.

медведь

Возвращаясь на кордон по долине Умпырки, где сейчас осыпаются груши и сливы в старых черкесских садах, мы постоянно встречали следы жизнедеятельности медведей, и было понятно, что смена питания у них проходит не безболезненно для пищеварительной системы. Ближе к кордону начали попадаться и сами медведи, походка которых также свидетельствовала об их нездоровом состояния. За 10 км пути мы встретили в лесу 8 медведей, что очень много, учитывая их чуткость и засуху, из-за которой шорох от нашей ходьбы был слышен за сотни метров.

Александр Перевозов