Весенние трели, «хохот» и даже «визг»: птицы запели свои первые песни этой весной
За тем, как после зимы оживает природа, в небе появляются пролетные птицы, а на водоемах поселились новые жильцы, наблюдал ст.н.с. Кавказского заповедника Александр Перевозов и сотрудники кордона Гузерипль.
Птичья весна началась еще 10 февраля с первых неловких попыток зябликов пропеть свою песню. Постепенно уверенность нарастала, и с начала марта зазвучали звонкие уверенные трели. Первый молчаливый певчий дрозд был замечен 1 марта, а его песня прозвучала лишь 9 марта (наблюдатель Ситниченко Ю.В.). Первые 4 чибиса над полями пролетели 7 марта. В этот же день в Гузерипле встретили редкую и малозаметную на пролёте большую выпь (наблюдатель Ситниченко Ю.В.) Первая песня теньковки была слышна 9 марта, а в начале второй декады уже была их первая волна пролёта. Первая песня горихвостки-чернушки прозвучала 10 марта. В первую декаду марта был заметен пролёт дроздов – в основном на полях встречались дрозды-дерябы и единично – рябинники и совсем редко – белобровики.
На водоёмах жизнь тоже забурлила. Дерутся лысухи, высоко задирая из воды свои зелёные длинные ноги. Странный «смех» доносится из тростников. Это «хохочут» малые поганки, которые были заметны на открытой воде на зимовке, но как-будто исчезли с началом весны. Там же в тростниках слышен «поросячий» визг водяных пастушков. Чомги танцуют свой синхронный танец, подстраиваю свою физиологию под партнёра. Растерянно плавает одиночный заблудившийся самец хохлатой чернети. Появились черныши. 16 марта замечен первый болотный лунь, который рассматривает всех этих птиц как свой обед.
Вторая декада марта была дождливая и холодная и пролёт приостановился. Однако пение птиц не прекращается и сквозь шум дождя постоянно слышны переливы зарянок, черных дроздов, зябликов, зеленушек, горихвосток.