Зимний учет птиц завершился в Приазовском заказнике
Учёты птиц проводились на участке морского побережья между посёлком Ачуево и устьем реки Сладкое Гирло, а также на полях зерновых культур. Из-за сильных морозов и снегопадов лиманы практически полностью замёрзли и водоплавающие птицы в основном переместились на море, а также сконцентрировались в протоках и реках, где сильное течение не позволяло сковать их льдом.
За три дня было отмечено 64 вида птиц, в том числе два новых для Приазовского заказника – средний крохаль и сипуха. Самку среднего, или длинноносого крохаля удалось заметить среди скопления крякв и лутков на море, а сипуху орнитолог наблюдал в глубоких сумерках около Ачуево, где она охотилась на мышей. Здесь же были обычны их конкуренты - домовые сычи.
Самой многочисленной уткой на море оказалась кряква – всего учтено более 2200 особей, а отдельных в скоплениях насчитывалось до 500 птиц. Кряквы кормились и отдыхали у берега моря, который в момент учёта был покрыт ледяными торосами высотой до 1 м. При приближении человека кряквы медленно выплывали из-за нагромождений льда и удалялись в море, сейчас напоминающее Ледовитый океан. Среди льдов хорошо смотрелись стаи лутков, которых в этот раз было рекордно много - более 200 особей. Из других видов утиных отмечены несколько стай хохлатых чернетей, среди которых были вкрапления красноголовых нырков. Одна стайка красноносых нырков стремительно пролетела на юг. Также к югу смещались стаи лебедей – шипуны и кликуны. Среди кликунов были замечены как минимум 7 редких краснокнижных малых лебедей. В прибрежной части и в самом море было удивительно встретить несколько стай серых гусей. Единично попались селезни шилохвости.
Из чаек были отмечены хохотуньи, сизые чайки, немного озёрных и единично встречались краснокнижные черноголовые хохотуны. Крачки, некоторые из которых могут зимовать, на этот раз не отмечены.
Из куликов ученый встретил только одного чернозобика, которому, очевидно, было сложно переносить такие морозы. Судя по останкам перьев, которые были найдены на следующий день, он стал добычей луня или другого хищника.
Около устья реки Протока, которая из-за быстрого течения почти не замёрзла, постоянно кружили сотенные стаи больших бакланов и около двух десятков кудрявых пеликанов, у которых уже налились яркой краской горловые мешки – украшение пеликанов в брачный период. Единично встречались краснокнижные малые бакланы. По берегам, съёжившись, сидели серые и белые цапли. В прибрежных тростниках изредка повизгивали водяные пастушки.
На полях, где сейчас пробиваются молодые озимые культуры, традиционно зимуют гуси. В стае, к которой орнитологу удалось приблизится и рассмотреть, были замечены не только серые (30) и белолобые гуси (около 700), но и краснокнижные краснозобые казарки – как минимум 14 особей. К сожалению, остальная часть Краснодарского края плохо подходит для зимовки гусей из-за большого количества охотников и браконьеров. Побеспокоенные птицы постоянно перелетают с места на место, пока не окажутся в Приазовском заказнике.
Из воробьиных птиц преобладали зяблики, в стаях которых было немало зеленушек и попадались отдельные юрки. Рядом держались и обыкновенные овсянки, полевые жаворонки, полевые воробьи, несколько коноплянок. В тростниках, были обычны камышовые овсянки, изредка был слышен голос усатых синиц.
Несмотря на разгар зимы, многие птицы уже выглядят по-весеннему ярко, и ближайшее потепление они отметят это своими весенними песнями и танцами.