Необычная зима в жизни животных Кавказского заповедника
Говорить о глобальном потеплении без весомых научных доказательств сложно и спорно. Однако первая половина текущей зимы толкает на размышления. В период с 19 по 24 января 2020 года при обследовании части территории Восточного отдела возникли вопросы на которые пока нет однозначных ответов.
Во первых полное отсутствие снегового покрова до альпийского пояса - это норма или аномалия. Во вторых - какова реакция копытных и хищников на теплую бесснежную зиму. С одной стороны, это можно рассматривать как благоприятную ситуацию, когда животные оказались в продолжающейся осени с доступными кормовыми ресурсами. С другой, малоснежная зима в случае прихода устойчивых отрицательных температур может преподнести и много сюрпризов. Такое уже было. В далеком 1973 году зима была малоснежной, но с рекордно низкими температурами до - 40 0. Эту аномалию на протяжении 12 дней наблюдали на Умпыре. Река Малая Лаба покрылась льдом, деревья в лесу стреляли от мороза как пушки. Копытные оказались в критическом состоянии из-за невозможности использовать, казалось бы, доступные корма. Веточный корм и трава превратились в лед, замерзшая почва - в камень. Олени, зубры не могли питаться, быстро теряли вес, и уже через неделю они едва передвигались. Отмечался массовый падеж.
Последствия такой аномальной ситуации, отслеженные весной, показали большой естественный отход среди оленей, зубров, диких кабанов. Он превысил зафиксированный отход даже в многоснежные зимы. Второй аномальный год отмечен в 1975, когда в феврале на протяжении 7 дней зафиксирован необычный гололед, покрывший не только почву, но и деревья. Однако непродолжительный период этого катаклизма позволил копытным пережить его с меньшими потерями. Вместе с тем, последствия этих зим негативно отразились на потомстве, когда на фоне низкого процента сеголетков, отмечено появление неполноценных телят и малочисленные гурты диких кабанов.
В современной ситуации, отмечены другие, не менее интересные адаптации копытных и хищников к аномальным условиям. Звери сконцентрировались на склонах южной экспозиции, в диапазоне высот от 1500 м. н. у. м., на границе лесного пояса. Даже в долине Умпыря, традиционном месте зимних концентраций копытных, их практически не было. Относительно хороший урожай бука (в среднем 76 орешков на квадратный метр), позволил животным благополучно пережить первую часть зимы. Примечательно, что этим кормом продолжали кормиться не только медведи (встречено 2 свежих следа), но и олени, и серны. Следов пребывания диких кабанов не встречено, что может быть следствием их низкой численности и периодом гона, когда секачи угоняют гурты в труднодоступные места. Встреченные следы волков, и фиксации фото ловушек, несмотря на приближение гона, относились к одиночкам и парам. Отсутствие стай косвенно подтвердили прогнозы ученых о происходящих в популяции процессах авторегуляции. Выпавший свежий снег (20 м), при относительно небольшом морозе - 50, видимо, не приведет к существенному перераспределению копытных и не окажется для них критическим. Долговременный прогноз погоды также пока благоприятен для животных. Можно надеяться, что оставшиеся зимние месяцы они переживут без ощутимых потерь. Но с уверенностью об этом можно будет сказать только весной.
А.Н. Кудактин д.б.н., профессор.